Тема
родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова
во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание.
Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы
- дети страшных лет России". Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных
мятежей" отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало
ее противоречивой и обостренной. В ранней поэзии А. Блока тема России не
звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на
фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые
пришли...":
"Видно, дни золотые
пришли,
Все деревья стоят
как в сияньи.
Ночью холодом веет
с земли;
Утром белая церковь
вдали.
И
близка и ясна очертаньем".
Героиня
блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из русских
сказок, жилище ее - заколдованный терем, а герой-царевич, князь, жених. Поэзию
А. Блока этих лет пронизывают образы русской культуры, нередко в их романтическом
облике, например, в стихотворении "Ночь на Новый год" возникает образ Светланы,
героини баллады В. Жуковского. Мир ранней поэзии А. Блока - это мир прекрасной
мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. К постижению родины
подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира.
Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной
Дамы, выйдя из заповедного сада своих ранних стихов в страшный мир природы,
где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых кочек
и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы,
"твари весенние", чертенята, "больная русалка". Не менее страшен и облик
людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители "всемирной
пошлости", живые мертвецы, как, например, в цикле стихов "Пляски смерти".
Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...",
в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость
жизни в страшный круг. Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта,
это и мир в нем самом. Так, в самом своем известном стихотворении, надолго
ставшем символом поэзии А. Блока - "Незнакомка" - лирический герой принадлежит
двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель
этой тайны. Но он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных
остряков", бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее
явление - луна на небе - превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается
стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности. Страшный
мир, созданный А. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не
в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить
свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А. Блок предельно открыто
выразил эту свою, любовь-ненависть в стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно...",
написанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно
отталкивающий облик человека без духовного, лавочника, вся жизнь которого
- это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик
в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего.
Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты
символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:
"Да,
и такой, моя Россия,
Ты
всех краев дороже мне".
Одним
из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной
стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна предстает в этом стихотворении
как заповедная, сказочная. Таково само ее пространство:
"Русь
опоясана реками.
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором
колдуна..."
Россия в этом произведении
как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной,
его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.
Итогом размышлений
А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина", который создавался
с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической
темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной
стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик
русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий
дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит
и стихотворение "На железной дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским
"Что ты жадно глядишь на дорогу..." Здесь судьба России осмысливается через
женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской
поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять,
как в годы золотые..."). В последних произведения цикла "Родина" появляется
новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась
война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической
судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось
дождем..", "Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Однако тема
трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных
задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной
в названии: "На поле Куликовом". Написаны эти стихотворения в 1908 году и
посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году
Блок писал: "Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим
событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их
еще впереди". Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было
не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается
к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось
бы проанализировать первое стихотворение цикла "На поле Куликовом":
"Река раскинулась.
Течет, грустит лениво,
И моет берега.
Над скудной глиной
же того обрыва
В степи грустят
стога.
О Русь моя! Жена
моя! До боли
Нам ясен долгий
путь!
Наш путь стрелой
татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь степной,
наш путь - в тоске безбрежной.
В твоей тоске, о,
Русь!
И даже мглы - ночной
и зарубежной –
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся.
Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет
святое знамя
И ханской сабли
сталь...
И вечный бой! Покой
нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная
кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают
версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные
тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из
сердца кровь струится; Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная
кобылица
Несется вскачь!"
Стихотворение А.
Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась
к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм,
звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной
всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших
традиций классической русской литературы.