(По блокам сочинений по литературе 2003; блок № 3 - 4; источник - Интернет). Цитата
Прекрасная
Дама в лирике А.А. Блока.
Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями
любви.
Ты гадаешь.— Меня
не зови,—
Я и сам уж давно
ворожу.
А.А. Блок
Александр Александрович
Блок один из изысканнейших поэтов русской классической
литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о «двоемирии», поэт на время становится мистиком, чувствует
в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок
ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале
«Мировой души» или «Вечной женственности». В этот период появляется таинственный
и волшебный цикл «Стихов о Прекрасной Даме». В лирической героине цикла
слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны
Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его
женой. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую
Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя.
Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные
переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать
всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их
в прекрасные стихи. Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась
под стать времени.
Разгораются
тайные знаки
На глухой, непробудной
стене.
Золотые и красные
маки
Надо мной тяготеют
во сне.
Укрываюсь в ночные
пещеры
И не помню суровых
чудес.
На заре — голубые
химеры
Смотрят в зеркале
ярких небес.
«Неземные» черты
«Прекрасной Дамы» органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый
образ музы Блока. Он преклоняется перед «вечной женственностью» и красотой
своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной,
то Родины.
Я искал голубую
дорогу
И кричал, оглушенный
людьми.
Подходя к золотому
порогу,
Затихал пред Твоими
дверьми.
Проходила Ты в
дальние залы,
Величава, тиха
и строга.
Я носил за Тобой
покрывало
И смотрел на Твои жемчуга.
Поэт стремится
слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения,
и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно
ожидает и боится любви, уходит в мистицизм и символику.
Вхожу я в темные
храмы,
Совершаю бедный
обряд.
Там жду я Прекрасной
Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой
колонны
Дрожу от скрипа
дверей.
А в лицо мне глядит,
озаренный.
Только образ, лишь
сон о Ней.
Это время становления
поэта, Блок в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется
ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и
места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно
уходит от реальности, в красивость фантазии.
Мы встречались
с тобой на закате,
Ты веслом рассекала
залив.
Я любил твое белое
платье,
Утонченность мечты
разлюбив.
Были странны безмолвные
встречи.
Впереди — на песчаной
косе
Загорались вечерние
свечи.
Кто-то думал о
бледной красе.
Таким образом,
вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится
к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях.
На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного
поклонения к сомнениям и крушению надежд. Напряженный драматизм присущ ряду
стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт
находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так
это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.
Я к людям не выйду
навстречу,
Испугаюсь хулы,
и похвал.
Перед Тобой Одною отвечу,
За то, что всю
жизнь молчал.
Молчаливые мне понятны,
И люблю обращенных
в слух:
За словами — сквозь
гул невнятный
Просыпается светлый
Дух.
Я пойду на праздник
молчанья,
Моего не заметят
лица.
Но во мне — потаенное
знанье
О любви к Тебе без конца.