(По блокам сочинений по
литературе 2003; блок №32 - 1; источник - Интернет). Цитата
Стихотворение А.А. Блока "На железной
дороге" (восприятие,
истолкование, оценка).
Стихотворение "На
железной дороге" включено в цикл стихов А. Блока "Родина". Исходя из этого,
можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто
она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке,
на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль
колёсами - всё больно. Неужели это некогда великая Россия?
Уже
во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка,
о которой нам очень мало известно, "шла походкой чинною". В большей части
стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим.
"Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью
положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают
её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта "под насыпью".
Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами. Поэт ставит
высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.
Если
время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому,
питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе.
В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию,
раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями
и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали:
удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий.
Блок, главным образом, описывает годы, "чинного шествия" России, но два четверостишия,
первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность
- основная черта этого стихотворения.
Как
известно, Блок - поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование
ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, - это
жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает
и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает
положение людей в обществе. Каждый день проносятся всё те же поезда, и
это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они
смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают
Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно
через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают
красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать
эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём
ждать, "быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон",
то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Эта девушка,
Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична
своя родина, то и родине человек становится не безразличен.
По
цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной
платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет
вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик,
"Россия вспрянет ото сна…"
В
прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и "яркие глаза" (огни) набегающего
поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам).
Синий - цвет неба, возвышенный - вагоны для богатых, жёлтый - яркий, режущий
глаза цвет тепла и, в то же время, болезни - средний класс, а зелёный -
цвет травы, близости к земле - вагоны третьего класса. Примечательно, что
вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов. Изнутри
мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне
- алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость
этих людей.
Снаружи
растут лесные деревья, за лесом - длинная платформа, на ней - навес. Цветовая
гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому,
синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно
не даёт "цветовых" определений к некоторым словам, предоставляя читателю
возможность в собственном воображении представить эту картину.
Изображая
непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного
пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует
удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном
движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.
В
мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом - слышится
обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося
поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы - неприятные однотипные звуки,
навивающие тоску.
Наиболее
часто используемая Блоком аллитерация звуков "с" (мчалась, юность бесполезная,
тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.