По учебному пособию "Литература. 55+15 школьных сочинений. 9-11 классы", 1997 год.  Цитата:

Гимн или реквием? Поэма А. Блока "Двенадцать".

Долгое время советские идеологи от литературы хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Не так давно воинствующие апологеты так называемых преобразований начали по этому же поводу злословить. И мало кто захотел понять и разобраться (насколько это возможно), и услышать истинное звучание поэмы.
Нужно заметить, что Блок никогда не был певцом победившего класса (поскольку это всегда около литературы). Искренний в своем приятии и неприятии, он видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка, во что-то лучшее и более справедливое. Трагическая смерть поэта отчасти объясняется крушением и этих надежд.
В «Двенадцати» практически нигде не звучит голос автора. Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков. которые проходят по городу, где царит хаос- Двенадцать рады этому, поскольку они сами часть этого хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они порождены Хаосом и сами порождают его. Мир, само бытие рушится, и символ этого всеобщего разрушения — ветер:

«Ветер, ветер —
На всем божьем свете!»

Ветер «завивает» не только «белый снежок». Люди в этой стихии неустойчивы тоже:

«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит...»

Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал — пожар, то, после чего уже не останется ничего. «Мы на горе веем буржуям мировой пожар раздуем».
Все, что есть у этих людей внутри — злоба:

«Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...».

И еще есть ружья, которые направлены против всех и всего, в том числе и против дорогой и любимой Блоком России:

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!».

Вряд ли приемлет Блок «свободу без креста», которая способна только убивать. Гибнет Катька. Неважно, кто она. Главное, что прежде всего это женщина, единственное а поэзии Блока начало, способное возрождать. Уничтожив его, двенадцать уничтожают несоизмеримо большее, нежели просто продажную женщину. Даже раскаянье Петьки рассеивается, и двенадцать идут дальше. С кем? И куда?
С ними никого нет. «Только нищий пес голодный ковыляет позади». Это символ старого мира, который хоть как-то мог бы существовать далее. Но он не нужен разрушителям:

«— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!».

Двенадцать уходят. Не зная, что впереди, не способные созидать, «идут державным шагом» в никуда. На земле тьма. Но в финале появляется символ Света, самый важный в этой поэме образ-символ:

«...Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди — Исус Христос».

Появление Исуса Христа в поэме можно трактовать по-разному. Но для Блока Он является не просто легендарным библейским персонажем. Поэтому можно сделать вывод, что Блок хотел изобразить ожидаемого спасителя — Судию, Его пришествие. Для двенадцати посланцев Тьмы, Вечный источник Света невидим, но ощущаем, и это ощущение вселяет в них страх:

«- Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?».

Спаситель уводит их, но и Сам уходит, покидая разрушенную Россию — Землю. Это огромнейшая трагедия для Блока. Вся поэма с ее образами, символами и особенно ее финал предрекают: пути у России нет. Израненная, она умирает, и спасти ее больше некому. Нет надежды на приход Вечной Жены. И ничего не исправить. Блок, поэт Космоса и Гармонии, вряд ли мог бы написать гимн Тьме и Хаосу. Он скорбит по России, оплакивает ее судьбу и сам, как часть этого поруганного и убиенного мира, постепенно переходит небытие.

Назад на "Александр Александрович  Блок"

На главную страницу



Hosted by uCoz