По учебному пособию "Литература. 55+15 школьных сочинений.
9-11 классы", 1997 год. Цитата:
Гимн или реквием? Поэма А. Блока "Двенадцать".
Долгое время советские идеологи от литературы хвалили создателя «Двенадцати»
за «верное понимание и воспевание революции». Не так давно воинствующие апологеты
так называемых преобразований начали по этому же поводу злословить. И мало
кто захотел понять и разобраться (насколько это возможно), и услышать истинное
звучание поэмы.
Нужно заметить, что Блок никогда не был певцом победившего класса (поскольку
это всегда около литературы). Искренний в своем приятии и неприятии, он видел
в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка,
во что-то лучшее и более справедливое. Трагическая смерть поэта отчасти объясняется
крушением и этих надежд.
В «Двенадцати» практически нигде не звучит голос автора. Все происходящее
читатель видит глазами тех двенадцати большевиков. которые проходят по городу,
где царит хаос- Двенадцать рады этому, поскольку они сами часть этого хаоса.
Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они порождены
Хаосом и сами порождают его. Мир, само бытие рушится, и символ этого всеобщего
разрушения — ветер:
«Ветер, ветер —
На всем божьем свете!»
Ветер «завивает» не только «белый снежок». Люди в этой стихии неустойчивы
тоже:
«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит...»
Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал — пожар, то, после
чего уже не останется ничего. «Мы на горе веем буржуям мировой пожар раздуем».
Все, что есть у этих людей внутри — злоба:
«Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...».
И еще есть ружья, которые направлены против всех и всего, в том числе и против
дорогой и любимой Блоком России:
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!».
Вряд ли приемлет Блок «свободу без креста», которая способна только убивать.
Гибнет Катька. Неважно, кто она. Главное, что прежде всего это женщина, единственное
а поэзии Блока начало, способное возрождать. Уничтожив его, двенадцать уничтожают
несоизмеримо большее, нежели просто продажную женщину. Даже раскаянье Петьки
рассеивается, и двенадцать идут дальше. С кем? И куда?
С ними никого нет. «Только нищий пес голодный ковыляет позади». Это символ
старого мира, который хоть как-то мог бы существовать далее. Но он не нужен
разрушителям:
«— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!».
Двенадцать уходят. Не зная, что впереди, не способные созидать, «идут державным
шагом» в никуда. На земле тьма. Но в финале появляется символ Света, самый
важный в этой поэме образ-символ:
«...Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди — Исус Христос».
Появление Исуса Христа в поэме можно трактовать по-разному. Но для Блока
Он является не просто легендарным библейским персонажем. Поэтому можно сделать
вывод, что Блок хотел изобразить ожидаемого спасителя — Судию, Его пришествие.
Для двенадцати посланцев Тьмы, Вечный источник Света невидим, но ощущаем,
и это ощущение вселяет в них страх:
«- Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?».
Спаситель уводит их, но и Сам уходит, покидая разрушенную Россию — Землю.
Это огромнейшая трагедия для Блока. Вся поэма с ее образами, символами и
особенно ее финал предрекают: пути у России нет. Израненная, она умирает,
и спасти ее больше некому. Нет надежды на приход Вечной Жены. И ничего не
исправить. Блок, поэт Космоса и Гармонии, вряд ли мог бы написать гимн Тьме
и Хаосу. Он скорбит по России, оплакивает ее судьбу и сам, как часть этого
поруганного и убиенного мира, постепенно переходит небытие.
Назад на "Александр
Александрович Блок"