По учебнику для общеобразовательных учебных заведений "Русская литература XX века" (11 класс), 2000год ; авторы: В. В. Агеносов и другие; под редакцией В. В. Агеносова.

Анализ стихотворения  «О красном вечере задумалась дорога...» (1916).

Вспомогательный план для самостоятельного анализа стихотворения.  Цитата:
1. Прочитайте стихотворение и выпишите слова, относящиеся к деревенской тематике. Складывается ли из этих словесных образов целостная поэтическая картина?
2. Найдите олицетворения в есенинском тексте. Какую роль они играют в стихотворении и в поэтическом, мире Есенина?
3. Назовите знакомые вам произведения Есенина, в которых встречается образ печи (очага, лежанки, огня). Какое место занимает этот образ в художественном мире поэта?

В этом стихотворений нарисована картина тихого деревенского вечера с его дремным покоем, шорохами, шелестами, приглушенными звуками на крестьянском дворе (с «избой», «хлевом», «поветью» — навесом).
Предметным центром этой картины (и одновременно композиционным центром стихотворения — десятая отрока из двадцати) является «розовая печь» — образ, часто встречающийся в поэзии Есенина. Этот образ в его различных видах («печь», «печь-лежанка», «печка», «очаг», «очажный огонь» и даже «верблюд кирпичный») проходит через все есенинское творчество.
Используя различные художественные средства, поэт создает яркий сквозной (или, как он сам называл, «корабельный») образ домашнего очага: «Хорошо и тепло, // Как зимой у печки» (1910); «Мирно грезит родимый очаг» (1916—1922); «Наша печь как-то дико и странно // Завывала в дождливую ночь» (1923); «Вот и опять у лежанки я греюсь» (1925).
Действительно, печь — важнейший центр крестьянского жилища, его избяное солнце. Языческие верования, как известно, возводят огонь в божество, а «очажный огонь» — это центр «избяного космоса», избы-вселенной. И поскольку у Есенина «двойное зрение», христианско-языческое мифопоэтическое мышление, то другим (христианским) центром избы является «красный угол» — божница, икона. Нередко в одном стихотворении у Есенина сосуществуют сразу два эти центра («Ус», «Нощь и поле, и крик петухов...» и др.).
А изба, принимая различные обличья («хижины», «белой хаты», «смолкшего колокола», живого существа, иконы и т. д.), в поэзии Есенина становится ярчайшим поэтическим образом — символом мироздания. В анализируемом стихотворении — «Изба-старуха челюстью порога // Жует пахучий мякиш тишины». Подобные образы — после возникновения в начале 1919 года группы имажинистов — будут называться «имажинистскими». Однако это стихотворение еще раз показывает, что Есенин был имажинистом задолго до образования «Ордена имажинистов». В это понятие он вкладывал свой смысл и называл имажинистами всех художников слова, владеющих метафорическим, образным языком, в том числе безымянного автора «Слова о полку Иго реве».
Очеловеченным образом — «изба-старуха» — Есенин оживляет нарисованную им картину. Далее появляются образы живых существ — «желтоволосого отрока», безымянных персонажей («кто-то»), коров, галок, совы. С помощью своего излюбленного приема — персонификации — Есенин очеловечивает все предметы: дорога задумалась, холод крадется, зола обнимает трубу, ветер — тонкогубый — шепчет, солома охает и т. д.
Картина деревенского вечера не только оживляется, но и расцвечивается поэтом: в этом стихотворении любимые Есениным и наиболее часто встречающиеся в его творчество цвета: красный, синий, зеленый, желтый, золотой, белый, розовым. Есть здесь и цветовые оттенки: туманный, овсяный, ячменный, хмарь,
мгла.
Кроме зрительных, стихотворение «О красном вечере задумалась дорога...» объединяет в себе и вкусовые, и слуховые, и обонятельные ощущения. Запахи — это основной в тексте пахучий аромат хлеба, звуки — шамканье избы-старухи, шепот ветра, тягучие вздохи, нежное оханье соломы, звоны. В есенинском стихотворении — выразительная звукопись. Шамканье и шепот передаются аллитерациями на шипящие: «Жует пахуЧий мякиШ тиШины, о ком-то ШепЧет, сгинувШем в ноЧи», сверкание золы — через аллитерации на свистящие и певучие сонорние звуки: «обНяв тРубу, СвеРкает по повети ЗоЛа ЗеЛеНая иЗ РоЗовой печи».
Описание картини начинается с радостных, жизнеутверждающих тонов. Хотя и осень, но холод пока еще ласков и кроток, а вечер — ярок («красный»), глаза отрока лучисты, изба — живая, хотя уже «старуха».
Однако «мгла» уже «крадется... к овсяному двору». отрок с лучистыми глазами любуется «игрой» галок, но ведь галки (как и совы) — символы надвигающегося несчастья и смерти. Эти птицы в народной традиции считаются нечистыми, зловещими. О смерти шепчет и «тонкогубый ветер», образ которого также является сквозным в есенинской поэзии. А далее упоминается о «сгинувших в ночи»: «Кому-то пятками уже не мять по рощам // Щербленый лист и золото травы».
Тьма сгущается («Все гуще хмарь...»), но жизнь продолжается («в хлеву покой и дрема»). Общий эмоциональный итог стихотворения в том, что смерти противостоит неизменный крестьянский уклад, вечная жизнь природы.
Всю нарисованную поэтом картину обрамляет и заключает в так называемое кольцо встречающийся в первом и последнем четверостишии образ дороги — как символ вечного пути человеческого, вмещающего юность и старость, радости и потери...
Переплетение этих противоположных, но тесно связанных в реальной жизни явлений мм видим и в других стихотворениях Есенина, написанных в том же 1916 году («Не в моего ты Бога верила...», «Закружилась пряжа снежистого льна...», «Еще не высох дождь вчерашний...», «Сегодня синели лужи...», «Гаснут красные крылья заката...», «Нищий с паперти», «Устал я жить в родном краю...», «За горами, за желтыми долами...», «Запели тесаные дроги...», « Я снова здесь, в семье родной...», «В зеленей церкви за горой...», «Даль подернулась туманом...», «За темной прядью перелесиц...», «Небо сметаной обмазано...», «День ушел, убавилась черта...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Синее небо, цветная дуга...», «О товарищах веселых...», «Покраснела рябина...») и в целом ряде произведений последующих лет.

Назад на «Сергей Александрович Есенин»

На главную страницу



Hosted by uCoz