(По блокам сочинений по литературе 2003; блок №64 – 1б; источник - Интернет). Цитата:
Стихотворение Сергея
Есенина "Письмо матери" (восприятие, истолкование,
оценка).
"Тут мастерство как будто данное:
никаких лишних слов нет ,а просто
есть те, которые есть, точные, друг
друга
определяющие".
3.
Н. Гиппиус "Земля и камень"
Далеко
не каждый человек, читающий стихотворение, думает о том, какова его композиция
или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных
знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического
рисунка. Долгое время я считал, что стихотворение не схема, не чертеж,
который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод раздумий
и чувств поэта. И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное
слово "анализ", я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться
в смысле стихотворения, в глубине чувств автора.
Проникновение
в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю
его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение.
Так
стихотворение С. Есенина "Письмо матери" было написано поэтом в 1924
году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является
вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многие
произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того,
что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то,
о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года:
Что
скрывать?
Остался
в прошлом я одной ногою,
Стремясь
догнать стальную рать,
Скольжу
и падаю другою.
Ты
одна мне несказанный свет.
В
тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому
очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических
посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, В русской
поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения,
пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к "милой,
родной старушке". Его строки годны такой пронзительной сердечности, что
они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою
изливающаяся неизбывная нежность:
Жив
и я. Привет тебе, привет!
Пусть
струится над твоей избушкой
Тот
вечерний несказанный свет.
Голубка
дряхлая моя!
Одна
в глуши лесов сосновых
Давно,
давно ты ждешь меня.
Вот
какие слова сказал Н. В, Гоголь о музыкальности русского стиха: "Не знаю,
в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие
оттенков звука. У каждого свой стих и свой звон". Этот особенный "звон"
и ощущается в поэтическом произведении "Письмо матери". Он придает стихотворению
взволнованность.
Лексика,
используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой "избушки", в
которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства
женщины-матери.
Первая
строфа начинается с риторического вопроса: "Ты жива еще, моя старушка?"
В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая
вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает
эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищается стойкостью,
терпением и нежной любовью своей матери. Во второй, используя восклицание,
он как будто пытается уверить еще раз свою "старушку" в том, что у него
все нормально, что он "не такой уж горький... пропойца, чтоб... умереть",
не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением:
Тот
вечерний несказанный свет.
Во
второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери.
Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках",
о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они
мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется
в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все
время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая
безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:
В
старомодном ветхом шушуне.
Духовный
кризис поэта подчеркивают эпитеты "вечерний", "ветхий", "тягостная".
Не случайно употреблено и слово "саданул", в нем также чувствуется мысль
автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола
смягчается в четвертой строфе восклицанием "ничего, родная..." и утвердительным
предложением "успокойся". Чувствуете, как меняется тональность стиха?
Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней
нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле
нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание
сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням:
Это
только тягостная бредь.
И
мечтаю только лишь о том,
Чтоб
скорее от тоски мятежной
Воротиться
в низенький наш дом.
По-весеннему
наш белый сад.
Только
ты меня уж па рассвете
Не
буди, как восемь лет назад.
Кольцевая
композиция придаёт завершенность произведения, а пятистопный хорей и
перекрестная
рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное
состояние лирического героя.
В
стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется
биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и
остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней "русский дух",
в ней "Русью пахнет". Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется
человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.
Назад на «Сергей Александрович Есенин»