(По блокам
сочинений по литературе 2003; блок №64 – 1б; источник - Интернет). Цитата:
Образ России в творчестве С. Есенина.
«Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных».
Сергей Есенин
Тема Родины –одна из главных в лирике великого русского поэта Сергея Есенина.
От юношеских стихов, проникновение рассказывающих о «стране березового ситца»,
от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий
и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной
земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, — говорил Есенин,
— жива одной большой любовью, любовью к Родино. Чувство Родины — основное
в моем творчестве».
Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. «Рязанские
поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. Русь, уходящая корнями
в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых
облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны,
и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края
с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле:
«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску».
Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины
хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый
кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая
его окружала.
Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то
момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью
на обещания, смогут создать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно
принял революции, в поэзию его «ворвались» напряжение, чеканные ритмы:
«Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик».
Но революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской
земли, видны были следы войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные
неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:
Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о невозвратной,
обреченной на гибель деревне:
«Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли».
Та же тема — тема утраты старой, живой России, звучит в «Сорокоусте», «Песне
о хлебе», »Исповеди хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни».
«Конь стальной победил коня живого», и Есенин пишет о том, что уже каменные
руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее
паровоз. Однако поэт не против того нового, что - поможет и облегчит жизнь
крестьянину:
«Полевая Россия! Довольно
Волочится сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь».
Сердце поэта болит оттого, что не видит он в новых, советских людях бережного
отношения к родной природе, к корням своим, к «отеческим гробам»: «Чем мать
и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот.
Есенин любил старую Русь такой, какой она била, со всеми ее недостатками,
но в новом мире било нечто, чего он не мог и не хотел принимать:
«Россия-мать!
Прости меня, прости! Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую».
Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало «грусть
в кипении веселом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие
его, как молодежь, новая молодежь, поет «агитки Бедного Демьяна, веселим
криком оглашая дол». Уже «иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял
крест», и старый дед говорит:
«Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам...».
Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные
грядки красной водой поливает восход», где «схимник-ветер шагом осторожным
мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы красные
незримому Христу».
Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным,
тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко
отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах.
Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал то, что, по
его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой
смерти он оставался сыном «страны березового ситца», не желая быть пасынком
«коммуной вздыбленной Руси».
Назад на «Сергей
Александрович Есенин»